Как на оккупированном Донбассе живут простые люди

Уже 2,5 года в Восточной Европе существуют никем не признанные государства, так называемые «ЛНР и ДНР».

Вот уже 2,5 года в Восточной Европе существуют два никем не признанных государства, часть Украины – так называемые "ЛНР" и "ДНР", передает КиевПравда со ссылкой на ZnajUA.

В российских СМИ едва ли не каждый день демонстрируют кадры с видео, как строятся молодые республики, как с оружием в руках защищают малопонятные идеалы – толи Россию, то ли "Новороссию" то ли Русский мир с духовными скрепами.

В украинских СМИ с осветлением ситуации в так называемых республиках дела обстоят куда хуже – допуск многим журналистам на территорию "ДНР" и "ЛНР" либо запрещен, либо чреват арестами.

Мы решили поинтересоваться – как и чем сегодня живут простые граждане непризнанных республик.

"Новороссийская" оппозиция

Не смотря на то, что во многих российских и донбасских СМИ поддерживают авторитет так называемых лидеров Новороссии Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, в непризнанных республиках зреет оппозиция к их "лидерам". Далеко не все довольны руководством "республик".

Одним из тех, кто шокировал пользователей интернета по обе стороны фронта стал бывший руководитель донецкой "Альфы", один из создателей и экс-лидеров "Новороссии", бывший руководитель незаконного вооруженного формирования "Восток" Александр Ходаковский.

С недавних пор он в своих выступлениях напрямую обвиняет лидеров "Новороссии" в коррупции и некомпетентности, указывает на то, что на них оказывают "влияние извне".

"Люди, которые пришли к власти ничем не отличаются от стародонецких, домайданных и где-то даже напоминают даже "благословенные" 90-е, когда это все для нас стало хорошей школой. С чего сейчас берут пример современные наши политики, элитарии местного масштаба. Особенно это все гротескно выглядит, учитывая, что мы всего-навсего треть от Донецкой области. Потому что министры имеют меньше территорий и меньше зоны ответственности, чем имел рядовой начальник простого управления. Но при этом пафоса, при этом помпы, амбиций столько, что помещать даже некуда", - сказал Ходаковский во время скайп-конференции с российскими представителями одного из общественных движений.

Во время он-лайн конференции на канале "Диалог" Ходаковский напрямую назвал руководство "ДНР" низко компетентным с плохими морально-этическими качествами.

"Налет временности этого правительства ощутим во всем и как оно формировалось, и как бездумно подходили к выбору тех или иных руководителей министров. Мало того, что они низко компетентны, так еще и по морально деловым качествам не соответствуют тем должностям, которые они занимают. Все считали себя временщиками и это состояние стало характерной чертой для нашего нынешнего правительства", - заявил Ходаковский, утверждая, что больше молчать не может. Дескать, его "ребята-ополченцы" молчания командира не простят.

Пока в "Новороссии" разжевывают такое заявление, не зная, как к нему относиться. Ходаковский в своей критике не един – вторит ему и бывший боевик, а ныне так называемы член "Парламента Новороссии" Евгений Тинянский.

В прошлом году в своем блоге Тинянский рассказал, как руководство республик зарабатывало на крови местных жителей.

"30 марта 2015 года на заседании Дирекции Центрального Республиканского Банка ДНР было принято постановление, согласно которого вводился фиксированный курс гривны к российскому рублю в соотношении 1:2. То есть за одну гривну в обменных пунктах давали два рубля. Все это было преподнесено под соусом: для упрощения товарно-денежных расчётов. Мол, товары идут с России, топливо и прочие радости жизни. Если бы не одно "но": разница в курсе, в сравнении с курсами коммерческих банков Украины и России составила при этом 20%. В то время, как в "ДНР" рубль стоил 50 копеек, во всех коммерческих банках он стоил 41 копейку.

Казалось бы, всего десять копеек на рубле. А давайте с вами, читатели, посчитаем во что же могут вылиться эти десять копеек. Возьмем миллион рублей. На территории "ДНР" он равняется 500 тысячам гривен. А на территории близлежащего Красноармейска 410 тысяч гривен. То есть разница 90 тысяч.

Предположим, что торговая точка (допустим супермаркет) в день инкассировал миллион гривен. Кстати это не заоблачный показатель и взят для более легкого восприятия. Так вот, есть миллион гривен. Руководство думает: вот есть миллион гривен, который по сути является двумя миллионами рублей. Правильно? Ага! Потом еще день, и еще, и так недельку. Собралось семь миллионов гривен с точки, которые равняются 14 миллионам рублей. Затем эта выручка просто берется и везется в Красноармейск (Краматорск, не важно куда, хоть в РФ) и именно там производится конвертация. Но уже по другому курсу, по 0,41. и вместо 14 миллионов на руках уже более 17 миллионов рублей. То есть на три миллиона рублей больше. И это за неделю… И это с одной точки… Надеюсь вам не надо объяснять кто контролирует крупные торговые объекты? Да и не крупные тоже. А теперь просто представьте себе размах трагедии в рамках всей "республики".

И это только торговые объекты. А давайте возьмем теперь сборы и налоги, которые получены были в своем большинстве в гривне. Во всяком случае в начале аферы. Друзья, речь идет о наваре в сотни миллионов рублей. Совсем не зря почти каждый день проплаченные блогеры радовались, мол мы ближе к России, потому как у нас все больше ходит рубль. С таким гешефтом можно и блогерам заплатить и "порадовать" с их помощью электорат" - так Тинянский описал, как высшее руководство зарабатывало на разнице курсов.

Да и сейчас Тинянский не особо жалует руководство республик. У критиков появляется все больше сторонников и в самой "Новороссии" уже серьезно говорят о полноценной оппозиции.

Сам на сам со своей бедой

Большинство жителей "ДНР" и "ЛНР", которые еще 2 года назад поддерживали российский вектор и даже голосовали на референдуме, на сегодня текущей ситуацией разочарованы.

"Донбасс остался сам на сам со своей бедой. Мы не нужны уже ни Украине, ни России", - говорит жительница Донецка Александра Диденко.

Дончанка Ольга Евсюкова во время боевых действий уехала в Россию. Но получить гражданство или найти работу не удалось. Несколько месяцев назад она вернулась в Донецк.

"Сначала (два года назад) нам Россия говорила: "Ну что вы - хотели как Крым? Так вы даже не автономия. Вот будет референдум, станете самостоятельными, а уж тогда... И подъем народный должен быть побольше! Чтоб видел мир - как народ за Россию! Как скандирует "Россия", как радуется флагу, как танки останавливает, под пули идет безоружный..."

Потом: "Ну чего вводить войска? Подождите, будет критическая масса убийств, и весь мир увидит фашистов - тогда уж Россия даст нацам прикурить... Вы там флагами российскими машите поменьше, а то вы ж должны показать, что вы хотите свою республику, а к нам потом - как в Крыму через автономию."

Далее: "А кто вам вообще что-то обещал? Зачем вы вообще референдум проводили, сказал же вам умный человек - подождите? Что хотите сказать: сами готовили, сами отговаривали? Ну то план быть хитрый - дуракам не понять! А сами виноваты - ждете пока всех перебьют! Радуйтесь, что Минск за вас подписали, неблагодарные... Какая Россия? - вы ж сами не хотели к нам!?! Вот если б хотели - то как Крым бы... Но не войте, не плачьте - у вас вот рублевая зона, оружием помогают, никто вас не слил и не сольет..."

Следующее: "Ну конечно, вы часть Украины, а как вы думали? То есть вы Минские читаете и в упор второй год не можете смысл их понять? Ах, не верите? Думаете говорят одно, сделают другое? Ну так может и сделают - это ж умные дядьки, им там виднее! И вообще - тут Сирия, вы дело сто пятидесятое... Следите за Сирией, там сейчас главное... Та не плачьте - не слили вас..."

Еще немного погодя: "Блин, тут не поймешь, что у вас сначала делать - выборы или полицейскую миссию ОБСЕ или амнистию для вас требовать у Киева... Кто вас сливает? Мы и так тянем ваши украинские области третий год... Да, украинские, а какие, сомалийские?!? Конечно – часть Украины, наших партнеров... Вы ж именно за это умирали, в Россию ж явно не хотели, вон и флагами почему-то махать перестали... Мы сами просили не махать? Ну так сильно бы хотели - не слушались... Нечего тут головой об стену биться - Минск есть Минск... Странные эти дончане - не понимают сами чего хотят... Неблагодарные халявщики... Ну да, как и все хохлы..."

Очень опасаюсь, но не удивлюсь, что еще через пару лет скажут: "Ну все ребята, намучились с вами - вот выбили вам автономию в составе Украины! Выборы будут! Не надо - не благодарите! Всего то годы войны, тысячи смертей и вот он вам - прекрасный результат! Да кто вас слил? Как можно слить то, что не наше и нашим не было? Мы при чем? Украина и автономия! То, чего вы и хотели!" – написала Ольга в социальных сетях.

Беженцы возвращаются

Сегодня жители той части Донбасса, которая находится на неподконтрольной Украине территории сами себя разделяют на две группы – те, кто пережил войну (то есть острую фазу боевых действий 2014 – 2015 гг) и те, кто возвращается.

Примечательно, что первые несколько свысока относятся ко вторым.

Возвращение переселенцев фиксируют, как в Украине, так и в России.

В Федеральной миграционной службе России сообщили, что в день фиксируют до 1500 беженцев с Донбасса, которые въезжают обратно в Украину. Руководитель ФМС России Константин Ромодановский ранее заявил, что во время активной фазы боевых действий на Донбассе его ведомство фиксировало до 8 тысяч беженцев в день, направлявшихся из Украины в Россию.

В Украине пока таких подсчетов нет, но ранее Министерство социальной политики сообщало о свыше 1,2 млн. временных переселенцев с оккупированных территорий на территории, подконтрольны Украине. Понемногу, но народ начинает возвращаться.

"В 2014 году, когда все только начиналось, мы с женой собрали все наши сбережения, бытовую технику, два автомобиля и просто вывезли все на Полтавщину – там у нас остался старый бабушкин дом, который уже давно пустовал. Я оставил там имущество, жену и дочь, а сам вернулся в Донецк – у меня тут работа. Да и квартиру было жалко бросать. Сейчас, когда война немного утихла жена и дочь вернулись домой. Имущество пока оставили у родственников – все-таки ситуация пока не располагает перевозить все ценные вещи", - рассказал дончанин Валерий.

"Мы с супругом уехали летом 2014 года в Черновицкую область. Купили в райцентре однокомнатную квартиру. Свою двушку оставили на попечение соседей. Многие из тех, кто выезжал оставляли свои квартиры на кого-то, иногда даже доплачивали квартирантам, чтобы кто-то жил. Потому что в пустующую квартиру могли самовольно жильцы вселиться, или же поселить кого-то по решению местных властей. Мы оформились, как беженцы, но работу так и не нашли. Месяц назад решили вернуться назад, в Донецк – я узнала, что наш магазин, который прекратил работу вначале войны, опять открылся. Мне позвонила директриса, спрашивала где я, сказала, что с удовольствием возьмет на работу. Мы подумали, и решили вернуться. Просто потому, что в райцентре под Черновцами мы никому не нужны. Многие на нас косились, за глаза называли сепаратистами, но большинство людей все-таки хорошо к нам отнеслось. Но население бедствует, работы нет. Пока страшно было только один раз – когда пересекали украинский блок-пост. Военный попросил показать ему наши паспорта – я достала свои документы и так получилось, что мой паспорт упал на землю. Мужчина сразу схватился за оружие и спросил меня: "Что, уже украинский паспорт держать тяжело?". Я даже расплакалась…", - говорит Светлана из Донецка.

Михаил Русов из города Антрацит Луганской области зимой 2014 года уехал в Россию. Но сразу же пожалел.

"Беженцы никому не нужны – ни Украине, ни России", - уверяет Михаил.

Летом 2016 года он вернулся. Сейчас пробует себя на местном рынке.

"Тяжело, конечно. И жизнь здесь кардинально отличается от того, к чему мы привыкли до войны. Я, например, несколько раз чуть не попал в местную милицию. Пару раз за нарушение комендантского часа, и один раз за то, что снимал на телефон милиционеров – оказывается, фото и видеосьемка здесь не приветствуется", - говорит Михаил.

Заниматься чем-либо можно только с разрешения так называемых "смотрящих".

"Местный рынок держат "казаки", которые организовались в какую-то оборону. Но раньше, до войны, ситуация была такая же – все отстегивали наверх, и были люди, которые держали рынок. Так что после войны просто сменились люди, которым нужно отстегивать", - рассказывает Русов.

Пока шахтеры не в почете

Война и экономическая блокада просто не могли позитивно сказаться на населении и экономике региона. Безработица на оккупированных территориях дает о себе знать.

Хуже всего пришлось среднему классу. На должность менеджеров, руководителей среднего звена, работников сферы обслуживания, банковского сектора конкурсы просто огромные. Зарплаты, на которые могут претендовать в этих сферах – от 2 до 4 тысяч гривен.

Хуже всего простым работникам, предприятия которых закрылись или были вывезены. Страдают и шахтеры государственных шахт – у них огромная задержка по зарплате. Иногда вместо денег шахтеры приносят домой продуктовые пайки. Выкручиваются частные шахты.

"Все потому, что руководство частных шахт заинтересовано в прибыли. Они торгуют углем и с Ахметовым, и с Украиной. И готовы торговать, хоть с чертом – абы платили", - рассказал о ситуации один из шахтеров.

Ценятся учителя, врачи – они могут рассчитывать на 2 – 4 тысячи гривен. Ну и, естественно, военные. Правда, зарплата у рядового здесь совсем небольшая – около 3 тысяч гривен, а офицер может рассчитывать на 6 тысяч гривен. Все, естественно, в рублях.

"Зато платят стабильно. Еще помогают продуктовыми пайками и одеждой", - рассказывает учительница из Енакиево Алина, попросив не называть ее фамилии.

В магазинах присутствуют товары, как украинского, так и российского производства. Правда, после блокады, товаров российского производства стало больше. А вот цены, по словам местных жителей, вразброс.

"Продукты питания немного дороже, чем в Украине. Поставщики не скрывают, что приходится долго добираться, чтобы привезти товар, да еще и заплатить – берут и украинские военные на блок-постах, и местные военные на блок-постах, и российские пограничники. Уму не постижимо – мы в такой страшной ситуации, а люди на блок-постах еще и зарабатывают на этом…", - жалуется учительница Алина.

Многие местные жители выходят из ситуации, как могут. Кто-то ездит через границу и основательно закупается, кто-то закупается на территории, подконтрольной Украине, кому-то родственники едва ли не каждую неделю шлют посылки с провиантом.

"Мне сестра каждые две недели высылает новой Почтой посылку – шлет сигареты, колбасу, консервы, крупы, растительное масло, конфеты и пряники. Так и живем с женой. А что делать, если я инвалид, а жена временными заработками перебивается", - говорит Анатолий из города Счастье, Луганской области.

В городах можно найти пункты, где раздают провизию пенсионерам и нищим, что-то реализовывают по сниженным ценам – в основном предметы первой необходимости и продукты питания.

"Говорят, что продукты по низким ценам – из гуманитарных конвоев. Моя подруга работает в Донецке, в супермаркете "Лукошко". Рассказывала, что каждый месяц они что-то получают для реализации по сниженным ценам – крупы, сахар, муку, масло", - рассказывает Алина.

Кое-какие товары российского производителя можно купить и дешевле, чем в Украине.

"Я, например, сыну куртку брала – за 1000 рублей. Грубо говоря, за 350 гривен. Хорошая куртка, зимняя. В Украине такая от 800 гривен стоит", - поделилась женщина.

Юрий из Донецка занимается изготовлением сувениров. Рассказал, что работает почти круглосуточно.

"Делаю поделки с символикой ДНР – спрос просто огромный. Покупают все – и россияне, и украинцы, заказывают по интернету зарубеж даже. Вот сейчас прямо пришел заказ из Польши – нужны настенные тарелки-сувениры с символикой ДНР и георгиевскими лентами. Делаю, потому что неплохо платят. Раньше удивлялся такому спросу. Сейчас многие говорят, что не известно, будет ли существовать ДНР – но этот период уникальный, многие хотят заполучить такой сувенир в свою коллекцию", - рассказал мастер.

Покупай квартиру – Россия Донбасс присоединит

Риэлтор Татьяна выставляет объявления о продаже квартир в интернете. Общается охотно и рассказывает о ситуации на рынке недвижимости.

"Во время обстрелов рынок недвижимости фактически рухнул. Кто же захочет покупать квартиру под обстрелами? Но люди массово срывались со своих домов и квартир и арендовали в тех районах, где не стреляли. Нередки были случаи, когда несколько семей вскладчину снимали квартиры в тылу, чтобы вывезти детей и родных от обстрелов. Сейчас рынок все еще лежит – потому что непонятно, что будет дальше. Объявлений о продаже много, а вот покупателей очень мало. Но заметила тенденцию – все больше россиян интересуются недвижимостью на Донбассе.

Вчера показывала квартиру одному россиянину – он заинтересован здесь купить жилье, потому что считает, что через два года Россия таки тихо присоединит Донбасс и сделает здесь что-то на подобии Грозного. Ну что я ему скажу – мы не знаем, что нас дальше ждет… Но, если есть клиенты – грех не продать. Тем более, цены отличные. Однушку в центральной части Донецка сегодня можно взять за 15 -20 тысяч долларов, еще и цену сбить", - рассказала Татьяна.

Это все политики и телевиденье виноваты

Все жители оккупированных территорий сознаются – больше всего хотят, чтобы закончилась война.

"У нас многие признаются, что пересматривают свои взгляды и на Россию, и на Украину. Многие сейчас спрашивают – нужно ли было это восстание, этот референдум? Жили бы себе в составе Украины – вон у них военные получают больше, чем наши, минималку поднимут, субсидии дают. Те, кто был за Россию, уже поняли, что нас пытаются запихнуть назад в Украину. Тогда зачем нужно было сколько крови? Некоторые мои пророссийские знакомые признаются, что стало хуже, но говорят, что если вернемся в Украину – будем для всех изгоями, поэтому пути назад нет", - призналась риэлтор Татьяна.

"Я сама живу в Донецке, работаю в больнице – отсюда никуда не уезжала, боялась за квартиру. Но к матери в Киевскую область езжу по возможности. За Донбасс сердце болит – очень хочу, чтобы он остался в Украине, да и я себя русской не ощущаю. С первых дней этой войны у меня сердце сжимается, когда боевики начинают бить по украинской армии, по нашим, украинским мальчикам, детям. Раньше моя соседка радовалась, что, дескать, укропы получат свое. А сейчас говорит – как же я могла так ненавидеть своих же сограждан, украинцев? Я тоже этому всегда поражалась. Это все телевиденье и политики. Раздули тут, настроили самых обычных людей против своих сограждан, сорвали куш и были таковы. Только ж люди понемногу дойдут до истины, а вот те, чьи сыновья погибли – уже, наверное, не простят", - рассказала медсестра Ольга Федоровна.

35344 dd11 mm11 yy2016 2016 ноябрь листопад осень осінь фото галерея зона АТО боевики Донбасс ДНР и ЛНР жизнь Украина Україна Ukraine оккупация мирные жители 35344 dd11 mm11 yy2016 2016 yjz,hm kbcnjgfl jctym jcsym ajnj ufkthtz pjyf FNJ ,jtdbrb Ljy,fcc LYH b KYH ;bpym Erhfbyf Erhf]yf Ukraine jrregfwbz vbhyыt ;bntkb 35344 dd11 mm11 yy2016 2016 ноябрь листопад осень осынь фото галерея зона АТО боевики Донбасс ДНР и ЛНР жизнь Украина Украъна Ukraine оккупация ьирные жители