20 необычных дверей Киева, которые стоит увидеть собственными глазами

Приглашаем прогуляться по Киеву и полюбоваться его красивыми дверями.

Известно, что первобытный человек придумал двери в качестве защиты для своего доисторического жилища – пещеры. Очевидно, что первые двери человечества были изготовлены из кожи или какой-то ткани, а уже потом, через много тысячелетий, настала очередь изысканных, изготовленных в различных архитектурных стилях, дверей. Много исторических дверей в современных европейских странах считаются настоящими шедеврами, и охраняются как произведения искусства.

Несмотря на то, что Киев имеет тысячелетнюю историю, до нашего времени сохранился город преимущественно XIX–XX веков. Однако это не умаляет ценность, разнообразие, неповторимость его архитектурно-культурных памятников. Это касается и дверей, одной из главных составляющих домов, важной их детали. Поскольку без дверей здание не может быть эстетически завершенным.

Почти год назад с целью популяризации знаний о городе и фиксации того старого Киева, который мы так стремительно теряем, в Фейсбуке был создан проект «Двери Киева» – страница о старых и новых, деревянных и железных, ухоженных и не очень дверях столицы. За это время было опубликовано более 50 фотографий с кратким историческим комментарием.

Для этой же публикации мы подготовили подборку из двадцати самых красивых киевских дверей, пишет ukrinform.

1. Эти двери в стиле историзм можно увидеть в центре города, недалеко от велотрека. Они являются парадным входом в пятиэтажное здание на улице Липинского, построенное в 1908 году. Двери обращают на себя внимание размером, цветом и оформлением. Некоторые из подписчиков фейсбучной страницы даже сравнили их с дверями британского посольства, мол, вызывает ассоциации с красной лондонской телефонной будкой.

вул. Липинського, 5
ул. Липинского, 5

Для дверей такого стиля характерно симметричное вертикальное членение, фрамуги над дверями, которые делятся на меньшие секции с помощью деревянного (или металлического) переплетения, стекло, на которое могут наноситься рисунки или надписи. Нижняя часть таких дверей чаще всего оформлена в форме руста (прямоугольников) или декорирована резьбой.

2. Деревянные входные двери сохранились в особняке по улице Отто Шмидта в местности Татарка. Построенный в самом начале ХХ века архитектором Андреем Крауссом двухэтажный особняк принадлежал титулярному советнику Руссиянову. Впоследствии дом был превращен в жилой, поделен на четыре квартиры. Красиво декорированные двери расположены по центру главного фасада, но по назначению, к сожалению, не используются, жители пользуются другими входами.

вул. Отто Шмідта, 33
ул. Отто Шмидта, 33

Особняк является свидетелем громкого в истории Киева и тогдашней Российской империи «дела Бейлиса», судебного процесса 1913 года над евреем Менделем Бейлисом, которого обвиняли в убийстве по ритуальным мотивам соседа, православного мальчика Андрея Ющинского. События этого известного на весь мир дела, сфабрикованного по политическим мотивам, разворачивались именно на Татарке, в соседних домах.

3. Двери мечети Ар-Рахма (Милосердие), которая находится на легендарной горе Щекавица. Мечеть построена на рубеже тысячелетий, в 1996-2012 годах, по проекту двух архитекторов – Александра Комаровского и Ридвана Маджзуба. Рассчитана на 2000 верующих. В оформлении фасадов использован вулканический туф. Этот декоративный камень был специально привезен из Азербайджана.

вул. Лук'янівська, 46
ул. Лукьяновская, 46

Деревянные двери мусульманской святыни украшены чеканкой в виде геометрических фигур, переплетающихся между собой. На верхней части створок вырезан символ веры – «шахада»: «Нет других богов, кроме Господа Всевышнего Аллаха, а Мухаммед  – посланник Его и пророк» и «Именем Господа Всевышнего, дай Бог». Находятся двери в арочном портале, который имеет название пештак, обрамление декорировано восточным орнаментом. Под арочным сводом размещена «дуа» (молитва): «Единственным источником силы для борьбы со всевозможными неурядицами, защиты человека является Господь Всевышний» (цитаты – перевод с арабского).

4. Одна из дверей Ренессансного зала «Шоколадного дома». Особняк с таким сладким названием был построен в 1899–1901 годах в элитном районе Липки архитектором Владимиром Николаевым. «Шоколадным» его назвали из-за коричневого цвета фасада, облицованного рустом, напоминающим плитку шоколада. Принадлежало изысканное здание уважаемому в городе человеку – меценату, купцу, гласному Киевской думы Семену Могилевцеву. Этот особняк – один из немногих в столице, в котором сохранились роскошные интерьеры.

вул. Шовковична, 17/2
ул. Шелковичная, 17/2

Вообще же в Ренессансный зал, который во времена хозяина был большой парадной столовой, ведут трое одинаковых деревянных резных дверей. Стены столовой украшали искусно изображенные гирлянды из фруктов и ягод, которые благодаря работе реставраторов можно увидеть и сегодня.

5. Двери бывшей торговой биржи на улице Институтской. Современные, с застекленными створками, обрамлены рустованными пилястрами. Неоренессансное здание для одного из первых коммерческих учреждений Киева построил в 1870–1873 годах тогдашний главный архитектор города Александр Шиле.

вул. Інститутська, 7
ул. Институтская, 7

Если вначале оно удовлетворяло потребности финансистов, торговых агентов, купцов, и даже использовалось как концертный зал и выставочный центр, то со временем бирже стало в этих стенах тесно и она переехала в новое просторное помещение на Крещатик, а это здание занял Земельный банк.

В советское время это был клуб Совета Министров УССР, ныне – клуб Кабинета Министров Украины, в котором проходят различные правительственные мероприятия.

6. Двери с «короной» из листьев хмеля. Такие можно увидеть на улице Банковой – в доходном доме генерала де Витте, строительство которого продолжалось на протяжении 1908–1910 годов. В результате Липки украсило здание в популярном в начале ХХ века стиле модерн с большими, на высоту цокольного и первого этажей, порталами главных входов в парадные.

вул. Банкова, 5-7
ул. Банковая, 5-7

Фрамуги над дверями имеют как эстетическое значение, так и практическое – естественное освещение лестничной клетки. Они состоят как бы из двух частей – прямоугольной и полуциркульной, переплетения разделяют их на cекции разных форм. Такое оформление повторяется и на застекленных створках дверей.

Сегодня эти двери ведут в помещения комитетов Верховной Рады Украины.

7. Одна из трех входных дверей в здание Национального банка Украины, которое строилось в 1902–1905 годах для Киевской конторы Государственного коммерческого банка.

Проект здания в сочетании стилей раннего флорентийского возрождения и североитальянской готики разработали архитекторы Александр Кобелев и Александр Вербицкий. В 1934 году во время реконструкции под руководством Кобелева было добавлено два этажа с сохранением общего стиля оформления.

вул. Інститутська, 9
ул. Институтская, 9

В центре фасада – трехарочный портал входа, подчеркнутый двумя симметричными ризалитами по бокам. Между колоннами из лабрадорита, под готическим сводом потолка (он же – пол балкона), находятся 3 массивных дверей, восприятие которых, однако, облегчают застекленные створки с декоративными решетками.

8. Двери липского замка – Арабского домика. Такое название это экзотическое двухэтажное здание с угловой башней-куполом получило благодаря оформлению фасада в романском стиле. Его, для семьи дворянина Николая Ковалевского, построил в 1911–1913 годах архитектор Павел Алешин.

вул. Шовковична, 15/1
ул. Шелковичная, 15/1

Для комфортного проживания в особняке были созданы все условия. Изюминкой дома является то, что при планировании была предусмотрена отдельная комната-купе, которая напоминала супругам Ковалевских об их первом знакомстве, которое состоялось в поезде. Однако обстоятельства сложились так, что семья прожила в своем замке меньше 7 лет, и в 1920 году эмигрировала за рубеж. Впоследствии здание занимали дорожно-транспортный отдел ГПУ Юго-Западной железной дороги, Министерство иностранных дел Украины, ныне – Президентский фонд Леонида Кучмы «Украина».

Парадный вход под декоративной аркой архитектор Алешин обустроил со стороны нынешней улицы Филиппа Орлика. Над входом римскими цифрами указано «MDCCCCXII» – «1912» – год постройки здания. Массивные деревянные двери украшены художественно кованым металлом.

9. Эти двери можно увидеть, прогуливаясь по «самой фантастической улице в мире» – Малоподвальной. Так ее в своем романе «Белая гвардия» назвал Михаил Булгаков.

вул. Малопідвальна, 15
ул. Малоподвальная, 15

Двойные двери ведут в доходный дом, построенный в 1896–1897 годах по проекту архитектора Николая Гарденина. Стиль – историзм с элементами неоготики. Это прослеживается в оформлении портала вокруг внешних дверей, а также фрамуги, которая, вероятно, была когда-то полностью заполнена витражом. К сожалению, сейчас ее полукруглая резная часть безжалостно замазана краской. Верхняя часть дверей аутентичная, нижняя – новая. За этими дверями находятся еще одни, внутренние, таким образом, двое дверей образуют тамбур при входе в парадное.

10. В дом с башенкой в начале улицы Ярославов Вал, особняк Михаила Подгорского, ведут такие двери-ворота. Охраняют вход два крылатых черта, а за порогом до сих пор можно увидеть приветственную надпись «Salve», то есть «Здравствуй».

вул. Ярославів Вал, 1
ул. Ярославов Вал, 1

Одна из самых известных достопримечательностей старого Киева построена как доходный дом по проекту инженера Николая Добачевского в 1896–1897 годах в романо-готическом стиле. В истории этого здания были и коммерческие заведения, и синематограф, и коммунальные квартиры. Сегодня же оно пребывает практически в запустении и нуждается в реставрации. Время от времени сюда водят экскурсии, на которых можно увидеть остатки интерьеров – кафельные печи, лепнину. Интересно, что на первом этаже действует церковная галерея.

11. Двери Караимской кенасы. Это чрезвычайно красивое здание в мавританско-арабском стиле для киевских караимов проектировал не кто иной, как известный архитектор Владислав Городецкий. По инициативе и на средства главы общины, «табачного короля» Соломона Когена и его брата Моисея, на протяжении 1898–1902 годов велось строительство этого необычного сооружения.

вул. Ярославів Вал, 7
ул. Ярославов Вал, 7

Двери кенасы аутентичные. Завершения латунных ручек оформлены в виде сталактитов (которыми когда-то щедро был украшен интерьер). Они перекликаются со сталактитовым сводом арки-ниши над дверями авторства не менее известного скульптора Элио Саля, который занимался отделочными работами, используя новый на то время строительный материал – цемент.

Сегодня это Дом актера, в котором проходят спектакли, концерты и художественные выставки.

12. Напротив Караимской кенасы расположены два красивых доходных дома предпринимателя и владельца конных заводов Леонида Родзянко. В одном из них, построенном первым в 1907–1908 годах архитектором Николаем Яскевичем, жил сам Родзянко с семьей.

вул. Ярославів Вал, 14б
ул. Ярославов Вал, 14б

Фасад здания можно долго рассматривать. Безусловно, особое внимание привлекают парадные двери с головкой ангела над ними. Их декор, в отличие от отделки входного портала, где в растительные лепные орнаменты вплетена монограмма-вензель «ЛР» (инициалы Леонида Родзянко), более сдержан. Главным украшением дверей является игра линий, которые плавными переплетениями обрамляют застекленные поверхности и глухую плоскую нижнюю часть. Возможно, благодаря этому монументальные двери не воспринимаются тяжело, они изящные и легкие.

«Изюминка» дома Родзянко – сохраненные в интерьере винтовые лестницы, барельефы, зеркала, полюбоваться которыми достаточно легко, если приобрести билет на спектакль театра «Сузирья», который с 1988 года работает в помещении квартиры бывшего домовладельца.

13. Двери одного из старейших зданий на улице Дмитриевской, которая пролегает в местности Солдатская Слободка. Здание легко узнать по розовому цвету, в который выкрашена часть первого этажа, в то время как остальная часть фасада – выцветшего зеленого цвета. Это – бывший доходный дом купца Михаила Зюкова.

вул. Дмитрівська, 52
ул. Дмитриевская, 52

Интересно, что дата строительства указана в треугольничках створок входных дверей – «1903». Такого в Киеве мы больше не встречали. Аутентичные двери главного входа богато декорированы гирляндами, украшены резными деталями, обрамлены арочным порталом. К сожалению, сегодня их состояние оставляет желать лучшего. Как и состояние здания в стиле киевского ренессанса, которое признано аварийным и нуждается в ремонте. На протяжении уже более чем 10 лет оно огорожено защитным забором, поэтому хорошо рассмотреть двери достаточно сложно.

14. На фасаде этого бывшего доходного дома на Павловской улице выделяются двери. Они новые, украшены декором в виде гирлянд из лавровых листьев, цветами, женской головкой на импосте. Откровенно говоря, сами по себе красивые, но не очень гармонируют с общим видом здания.

вул. Павловська, 10
ул. Павловская, 10

О самом же доме известно не много. Вероятно, он был построен после 1914 года, когда улица была переведена к 1-му разряду, то есть, согласно градостроительных правил, на ней разрешалось строить только каменные здания не ниже двух этажей. Четырехэтажный, с выделенным центральным ризалитом, на фасаде едва-едва просматриваются модерновые формы с вкраплениями майолики. Много лет в доме проживал украинский художник-график Илларион Плещинский. Именно в его мастерской в Киевском художественном институте учился другой известный художник – Георгий Якутович. Работая преимущественно в книжной графике, свою руку приложил и к созданию кино: выступил художником-постановщиком картин «Тени забытых предков», «Захар Беркут» и др.

15. Медные позолоченные двери Софийского собора являются художественной жемчужиной ХVIII века при входе в архитектурную жемчужину Украины XI века. Считается, что созданы они были во время восстановления собора в барочных формах гетманом Иваном Мазепой (1687-1709 гг.). На месте разрушенной западной открытой галереи был обустроен  главный вход, через который мы попадаем в храм и сегодня.

вул. Володимирська, 24
ул. Владимирская, 24

На дверях, поделенных на филенки, размещены 6 медальонов в рельефных венках из листьев, в которые помещены иконы с изображениями архангелов (попарно на левой и правой створках): Михаила - Рафаила, Егудиила - Гавриила, Варахиил - Уриила. Промежуток между створками перекрывает орнаментированная полуколонна, на которой видим четыре крылатые головки херувимов. Ажурная чеканная отделка украшает остальную поверхность дверного полотна. Если присмотреться, нижняя часть дверей немного отличается. Дело в том, что изначально двери были ниже, но после пристройки нартекса в конце XIX века западный портал стал выше, поэтому пришлось сделать выше и входные двери. Нижние филенки украшены растительным орнаментом – цветочными композициями из лилий.

16. Настоящее произведение искусства – двери Посольства Республики Узбекистан на Владимирской улице. Четырехстворчатые деревянные двери украшены этническими узбекскими узорами. Они новенькие, вырезаны мастером Курбанбаем Исмаиловым. Их видит большинство туристов, которые гуляют по Киеву, ведь находится здание на популярном маршруте, пролегающем от Золотых Ворот через Софию до Андреевского спуска.

вул. Володимирська, 16
ул. Владимирская, 16

В построенном в 1879–1880 годах архитектором Владимиром Николаевым (с позднейшими пристройками) доходном доме чего только не было, кто только не жил и не работал: художники Михаил Врубель и Михаил Нестеров, которые расписывали Владимирский собор, в детском саду при гимназии, которая здесь располагалась в начале ХХ века, воспитателем была сестра Михаила Булгакова Вера, а в течение 5 лет, с 1967 и до ареста в 1972 году, в конструкторском бюро Министерства промышленности стройматериалов УССР работал поэт, диссидент Василий Стус.

Ныне здание занимает посольство Республики Узбекистан в Украине, которое создало уголок Востока в центре украинской столицы.

17. На углу Игоревской и Братской улиц стоит двухэтажный дом с пирамидальным завершением крыши. Появился он на Подоле в 1893 году по проекту того же Владимира Николаева. Ныне является памятником истории национального значения. Хорошо сохранилось убранство фасадов и отдельных интерьеров в стиле ренессанс. Входные двери деревянные, украшены резьбой.

вул. Ігорівська, 9/1
ул. Игоревская, 9/1

Дом известен тем, что в 1898–1914 годах в нем проживал известный ученый, отец украинской археологии Викентий Хвойка. Как раз в 1890-х годах – начале ХХ века он проводил археологические раскопки в Киеве на Кирилловской позднепалеолитической стоянке, на Замковой и Старокиевской горах, открыл памятники трипольской, зарубинецкой, черняховской культур в селах, городах Среднего Поднепровья. Хвойка считается одним из основателей Киевского музея древностей и искусств – ныне Национальный музей истории Украины.

18. Двери Музея Михаила Булгакова, который находится в двухэтажном доме № 13 «постройки изумительной» (слова принадлежат перу писателя) на Андреевском спуске. Булгаковы в начале ХХ века квартировали здесь на втором этаже.

Дом в кирпичном стиле на склоне горы Уздыхальница был построен в 1888 году архитектором Николаем Гардениным. Парадный вход размещается в правой части, под балконным навесом. Двери оригинальные, сохранены, отреставрированы, как и весь дом, в 1989–1991 годах архитектором Ириной Малаковой. Их обрамляют пилястры с каннелюрами. Интерьеры литературно-мемориального музея, который действует в этих стенах с 1991 года, воссозданы по описаниям в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

Андріївський узвіз, 13
Андреевский спуск, 13

Не менее известными жителями этого дома были архитектор Василий Листовничий, семья которого владела особняком до 1951 года, и композитор и дирижер Александр Кошиц.

19. Заброшенный дом напротив музея Михаила Булгакова привлекает внимание своими красивыми старинными дверями едва ли не каждого прохожего, который поднимается-спускается по Андреевскому спуску. Однако его общее запущенное состояние вызывает непередаваемое сожаление. Двухэтажное главное здание на красной линии решено в стиле историзм. Двустворчатые двери центрального входа декорированы композицией в виде двух портиков с накладными неоренессансными деталями. Над дверями сохранился оригинальный номерной знак.

Андріївський узвіз, 18
Андреевский спуск, 18

 

Это домовладение принадлежало многим хозяевам. А начинал его строить, в далеких 1879–1880 годах, архитектор Павел Спарро, который по заказу владельца возвел деревянный на каменном подвале дом. Археологические раскопки на Замковой горе и вероятность оползней грунта на участок на некоторое время затормозили расширение усадьбы. И только в 1890-х годах уже другой, упомянутый нами в рассказе о доме по улице Отто Шмидта архитектор Андрей Краусс, завершил строительство главного здания для нового хозяина. В конце ХІХ – начале ХХ века усадьбой владел ювелир Иосиф Ребенок. Он разместил во флигеле мастерские, в которых, среди прочего, выполняли заказы для Киево-Печерской Лавры: изготавливали крестики, иконы, образки, иконостасы, киоты и прочее.

 

В советское время помещение отдали под коммунальное жилье. А с 1982 года и до недавнего времени здесь располагались мастерские Союза художников Украины.

20. Двери дома-«терема», бывшего доходного дома купца Андрея Слинько. Они, украшенные накладной резьбой и застекленными створками, спрятаны в глубоком арочном портале. Примечательно то, что сохранились оригинальные латунные дверные ручки производства тульской фабрики И. Субботина. Авторами построенного в 1900–1901 годах здания в русско-византийском стиле являются инженер Николай Вишневский и архитектор Александр Хойнацкий. Интересен фасад с его затейлевой кирпичной кладкой. 

Андріївський узвіз, 34
Андреевский спуск, 34

Писатель Григор Тютюнник, который проживал здесь в 1960-х годах (о чем свидетельствует мемориальная доска), оставил такие воспоминания в повести «День мой субботний»: «Прокидаюсь я щосуботи од сонця й золота, що, здається, тече крізь вікно з недавно позолочених хрестів на Андріївській церкві. Якщо сонце вже височенько, хрести відбиваються на вицвілих стінах моєї кімнати (я живу тут недавно, ремонту зробити не встиг та вже й не встигну) і ледь помітно тремтять серед сріблястого хатнього пороху. Я дивлюся на хрести і уявляю собі, куди сягала їхня тінь, коли сонце тільки-но зійшло. А сягала вона, це я недавно бачив, аж на дальні, вкриті молоденькою зеленню приподільські кручі, на яких з ранку до вечора гасає дітвора з м'ячем: кручі ті найраніше зустрічають весну. Потім тінь усе коротшала й коротшала, доки не зникла поміж старовинними будинками на Узвозі, тихій вуличці, вимощеній бруківкою, мабуть, ще за руських князів».

Как видим, просто обратив внимание на двери, мы можем узнать много интересного о городе, прикоснуться к судьбам людей, которые в нем жили и творили. Давайте любить Киев, открывать его тайны, ведь он того стоит!

69027 dd09 mm06 yy2020 2020 июнь червень лето літо 69027 dd09 mm06 yy2020 2020 b.ym xthdtym ktnj ksnj 69027 dd09 mm06 yy2020 2020 июнь червень лето лыто