Театр на Подоле соответствует рекомендациям ЮНЕСКО

Сегодня в Киеве строят много и с размахом, но почему-то непродуманно и агрессивно, буквально выгрызая свободные клочки земли, нарушая архитектурные ансамбли улиц и площадей.

Неудивительно, что это вызывает недовольство горожан. О том, как уберечь древний Киев от хаотичной застройки, «ФАКТЫ» побеседовали с руководителем ведущей девелоперской компании KAN Development и советником столичного мэра Игорем Никоновым, передает КиевПравда.

Главной темой прошедшей недели была презентация здания нового театра на Подоле. В связи с этим просто не могу не спросить: как получилось, что большой меценатский проект – современный театр на Андреевском спуске – стал предметом скандала и даже открытого противостояния?

Критика театра – это в основном эмоции. Я поддержу архитекторов и скажу, что проект если и требует доработки, то не принципиальной. Конечно, можно что-то подкорректировать… Например, я бы отдал предпочтение стеклу, а не темному металлу. Но все остальное отвечает трендам современности, да и про техническое задание на здание не стоит забывать. Внутри заложена технология театра, этим и обусловлены такие пропорции. Театр соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, потому что действительно нельзя сегодня строить так, как это делали в XVIII-XIX вв. Я и сам был в подобной ситуации, когда наша компания занималась реконструкцией Бессарабского квартала. Знаете, почему общественное мнение не может диктовать архитектору?

Почему?

Вспомните историю с Эйфелевой башней – нынешним символом столицы Франции, удивительным архитектурно-инженерным сооружением. Общественность никогда не позволила бы ее построить, если бы не обещание, что она возводится временно, для проведения выставки. А сейчас мы не можем представить изящный Париж без башни. Соединение истории и современности в архитектуре можно видеть во всех европейских столицах и крупных городах. Сколько прекрасных проектов есть в Лондоне, где новые комплексы смело, дерзко, но при этом очень органично вписались в существующие ансамбли улиц и кварталов. Реконструкции с продуманным решением инженерных коммуникаций, подъездных путей, парковок – все это делает город более комфортным для людей.

В Киеве уже который год работают над созданием пешеходной зоны в культурно-историческом центре. Есть большой проект кольца – Андреевский спуск, Контрактовая площадь, улица Сагайдачного, Почтовая площадь, подъем на фуникулере к Михайловской площади, Десятинная улица, Софиевская площадь. Здесь должны быть не только исторические объекты, но и театр, галереи, концертные площадки, кафе, рестораны, кондитерские, торговые центры, парковки… И все это с современной эффектной подсветкой зданий вечером. Так вот, театр на Подоле будет одной из точек, привлекающих киевлян и туристов к этому кольцу. А как было бы прекрасно, если бы наконец решилась судьба Гостиного двора, чтобы здание не разрушалось (как сейчас происходит), а принимало бы жителей и гостей столицы.

Киевлянам обещают провести общественные слушания, на которых должна решиться судьба внешнего облика театра на Подоле. Это выход из сложившейся ситуации?

Нет, это затягивание процесса. Такие вопросы должен решать совет профессионалов. Более того, ситуация с театром стала катализатором многих явлений и показала, что в Киеве нужно срочно дорабатывать законодательную базу. Например, прежде чем утвердить проект, архитекторы должны представить 3D-модель будущего здания, да еще и с трех разных видовых точек. Тогда будет понятно, какое здание строится и как композиционно оно вписывается в существующую среду. После одобрения специалистами данной модели следует обязать застройщика точно выполнить проект. Причем это должно касаться не только культурных объектов, но и жилых домов. Ведь нынешние новостройки выглядят иногда просто жутко: какие-то разрозненные фрагменты, нет целостного ансамбля микрорайона или хотя бы квартала…

Архитекторов и градостроителей, которые войдут в градостроительный комитет, необходимо выбирать на основе рейтингов их реальных работ.

В 2013 году киевсовет принял городскую программу создания градостроительной документации. Предполагалось, что это даст возможность разработать и утвердить детальные планы территорий (ДПТ) Киева, где в будущем будут что-либо возводить. Но за создание проектов ДПТ платят застройщики, а значит, существуют большие коррупционные риски.

Безусловно. Киеву необходимо наконец-то утвердить генеральный план. Спекуляции вокруг него не дают столице развиваться. В итоге инвесторы не вкладывают средства в строительство и реконструкции.

Киевсовет и мэр готовы принять генплан в целом, и тогда в будущем ДПТ уточнили бы только нюансы, касающиеся конкретных районов. Но для принятия этого документа еще нужна политическая воля депутатов, и вот тут начинается противостояние разных интересов.

Пока у Киева не будет четкого и понятного генплана, можно не рассчитывать на большие меценатские программы. Это тонкий и очень личный момент, ведь не бывает меценатов в общем. Человек решает тратить деньги на что-то конкретное.

К слову, после истории с театром на Подоле, мне кажется, еще долго никто не захочет делать подарки любимому городу. В Киеве довольно много старых зданий, которые по существующему закону можно только реставрировать. С точки зрения истории и архитектуры там ценный только внешний вид. Они годами стоят, разрушаются, делают город мрачным и неудобным, но снести эти здания и в дальнейшем воссоздать в прежнем виде, но с современным функционалом, никак нельзя. Эти дома стоят мертвыми, и на деле здания никому не нужны. А ведь если бы была четкая процедура продажи таких объектов инвестору с возможностью восстановления их первоначального вида, но с современным функционалом (паркингами, техническими помещениями, лифтами, инженерным обеспечением), Киев преобразился бы. Либо государство должно выделять средства на такие проекты самостоятельно, что маловероятно.

Представьте, сколько заброшенных домов, особняков, можно превратить в картинные галереи, концертные залы, отели, офисные или образовательные центры. Но механизма нет, и они разрушаются. Посмотрите, что происходит с гостиницей «Лейпциг» на Владимирской улице. Сколько раз ее пытались отреставрировать и сделать отелем. В итоге она стоит пустой.

Одним словом, в Киеве назрела необходимость на законодательном уровне разграничить действительно аутентичные историко-культурные объекты и просто старые здания. Безусловно, памятники нужно охранять и реставрировать, однако старые дома необходимо иметь возможность сносить и воссоздавать в прежнем виде, но с современным наполнением, давая им тем самым новую жизнь.

37245 dd14 mm12 yy2016 2016 декабрь грудень зима Киев театр Подол Подол 37245 dd14 mm12 yy2016 2016 ltrf,hm uheltym pbvf Rbtd ntfnh Gjljk Gjljk 37245 dd14 mm12 yy2016 2016 декабрь грудень зиьа Киев театр Подол Подол