Когда украинцам перекроют офшоры

Изменение международного офшорного законодательства сделает заграничные компании бесполезными для бизнеса.

Сейчас для собственников бизнеса вопрос платить или не платить налоги уже не стоит. Речь идет о том, где и сколько платить, говорят эксперты, пишет КиевПравда.

"Налоговые потери на уровне 10-12% уже считаются нормальными, и предприниматели готовы платить такую сумму", — рассказал UBR.ua председатель совета директоров инвестиционно-консалтинговой группы BPT Group Вадим Поляков.

По словам эксперта, уже сейчас украинским собственникам надо определиться — резидентом какой страны быть. Или остаться в Украине и платить налоги как физлицо,или получить вид на жительство в одной из стран Евросоюза и выбрать для регистрации компании юрисдикцию с минимальными налогами. 

При этом стоит учитывать: работа с классическими офшорами становится все менее эффективной. В налоговом планировании, как полагает эксперт, будут все чаще задействоваться европейские компании с пониженным уровнем налогообложения.

Налоговики объединяются

Этой тенденции способствует несколько факторов. Во-первых, в 2017-2018 гг. запустят механизм автоматического обмена налоговой информацией между странами. 

Напомним, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) еще в 1988 г. была заключена многосторонняя Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых делах, ст. 6 которой устанавливает, что страны-участницы могут отдельно договориться об автоматическом обмене финансовой информацией по взаимному согласию их уполномоченных органов.

"Чтобы реализовать это положение, в 2014 году ряд стран-участниц ОЭСР подписали многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией между уполномоченными налоговыми органами, которым планируется имплементировать стандарт автоматического обмена информацией, касающейся налогов. Пока Украина не присоединилась к этому соглашению", — поясняет партнер юридической фирмы "ОМП" Дмитрий Михайленко.

Но документ подписала уже 61 юрисдикция, в том числе многие офшоры: например, Бермудские, Каймановы, Британские Виргинские острова, Коста-Рика, о. Мэн, Гернси, Гибралтар, Джерси. С обязались совершить первое предоставление информации в 2017-2018 гг. 

"Пока не заключены конкретные соглашения между странами, непонятен механизм такого обмена, объемы информации и пути ее передачи. Следовательно, нельзя сказать, как в реальности это будет работать. Но уже сейчас ясно, что такой обмен будет", — убежден Вадим Поляков.

Автоматическая процедура получения информации упростит работу налоговикам, в том числе, и украинским. 

Они смогут получать данные напрямую от зарубежных банков, которые обычно обладают более детальной информацией о бенефициарах, чем регистраторы. Это коснется и тех структур, которые не имеют дочерних компаний в Украине.

"Это обусловливает необходимость взвешенного и комплексного подхода как к выбору юрисдикции, так и к структуре владения активами за рубежом. Нужно учитывать, как краткосрочные требования отечественного законодательства, так и среднесрочную перспективу присоединения Украины к автоматическому обмену информацией", — считает Дмитрий Михайленко.

"Порезанные" офшоры

Собственно, уже сейчас возможности работы с офшорными инструментами резко сужаются во всем мире. Например, есть ограничение на открытие офшорных счетов в европейских банках. 

"Большинство прибалтийских банков, которые обслуживает Украину, Россию и другие страны СНГ, начиная с июля этого года прекращают открывать счета на офшорные компании. Кроме того, в декабре 2015г НБУ своим письмом о перечне критериев отнесения операций к подозрительным указал перевод денег через прибалтийские банки", — говорит Вадим Поляков.

В частности, заявления со стороны ОЭСР касательно невыполнения Латвией должного финансового контроля над банковским сектором и обвинение в коррупции привели к тому, что крупные финучреждения этой страны уже перестали открывать счета на классические офшоры (Белиз, БВО, Маршалловы Острова и др.),

Поэтому наблюдается тенденция открытия компаний и банковских счетов в одной юрисдикции. Например, эстонская компания открывает счет в эстонском же банке.Ситуации, когда компания и банк находятся в разных странах, трактуется международным законодательством (рекомендации ОЭСР и комиссии FATF) как подозрительные. 

"Безусловно, украинским компаниям придется перестраивать свой бизнес за границей, учитывая последние тенденции на рынке офшорного бизнеса", — уверен Вадим Поляков.

Вторая тенденция прослеживается в постепенном совершенствовании контроля за международными торговыми операциями и уплаченными с них налогами. Речь идет о совершенствовании законодательство о трансфертном ценообразовании (ТЦО).

"Эти нормы уже заложены в ст.39 Налогового кодекса Украины. Пока механизмы несовершенны и работа ведется неэффективно из-за нехватки квалифицированных специалистов в ГФС, со временем это заработает", — уверен эксперт.

Существует также распоряжение Президента Петра Порошенко о разработке законодательства по контролируемым иностранным компаниям (КИК). Напомним, эта правовая конструкция, применяемая налоговыми органами разных стран, описывает юрлицо, осуществляющее свою деятельность в одной стране, но принадлежащее или контролируемое налоговыми резидентами другой страны.

Во всем мире эта система уже работает. Законодательство о контролируемых иностранных компаниях во многих странах довольно жесткое и делает учреждение офшорной компании вообще бессмысленным. 

По словам экспертов, пока в Украине нет даже проекта такого закона. Но это вопрос времени. Например, уже сейчас трудно открыть счет для офшорной компании, а со временем возникнут сложности с заключением торговых договоров. Поэтому постепенно офшорные компании будут использоваться не для хозяйственных операций, а как инструмент для хранения денег на банковских счетах или владения бизнесом.

"В результате внедрения всех этих новаций использование офшоров в хозяйственном обороте будет сходить на нет. Вместо них будут использоваться другие компании за границей", — считает Вадим Поляков.

Ведь задачи по обеспечению безопасности владения активами все равно останутся.

Будут использоваться фирмы, которые имеют налоговые льготы по какому-то виду деятельности. В некоторых случаях главным преимуществом компании из иностранной юрисдикции будет считаться просто понятная и четкая система уплаты налогов и гарантия правовой защиты инвестиций.

32166 dd21 mm06 yy2016 2016 июнь червень лето літо украинцы запрет офшоры 32166 dd21 mm06 yy2016 2016 b.ym xthdtym ktnj ksnj erhfbywы pfghtn jaijhы 32166 dd21 mm06 yy2016 2016 июнь червень лето лыто украинцы запрет офшоры